XXX

New.DokaLight.Ru
ГЛАВНАЯ О компании Новости Проекты Каталог-архив Статьи Дилерам Контакты
 
О компании
Новости
Проекты
Каталог-архив
Топ лист - Новый каталог
Механика сцены
Stage Machinery
Статьи
Технологии
Выставки и семинары
Все новости света
ДОКА. Частная жизнь
Дилерам
Прайс-листы
Ссылки
Контакты

Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 1

Роман Вербицкий, руководитель отдела систем управления механикой сцены компании "ДОКА Центр"


С каждым годом компьютеры и электроника всё больше и больше проникают в наш мир. То, что ещё вчера мы вряд ли представляли с установленной электроникой, сегодня без неё немыслимо. Например, обычный лифт. Мы всё ещё пользуемся обыкновенными лифтами в старых домах: в них никакой электроники, несколько кнопок, выключателей и мотор. Но представьте себе этот лифт в современном многоэтажном здании. В таком здании установлены не лифты, а лифтовые системы, управляемые специальными электронными системами. Только кажется, что лифты перемещаются независимо друг от друга, на самом деле ими управляет компьютерная система, которая, например, старается свести время ожидания пассажиров и скорость перемещения между этажами к минимуму. Новые лифты не зажимают вас в дверях, не застревают при перегрузках, потому что они просто не поедут, если возникает подобная ситуация. Всё это предназначено, чтобы сделать нашу жизнь проще и комфортней.

Не обошла автоматизация и театры. Если 20 лет назад верхом совершенства автоматизации механики сцены было оснащение сцены электродвигателями и кнопочным управлением, то сейчас всё изменилось.

Вот, например, только основные функции систем управления сценическими механизмами, разработанных компанией "ДОКА Медиа", смонтированных и действующих в театрах:

  • отображение в реальном времени состояния и текущего положения подъемов;
  • управление театральными подъемами в ручном режиме;
  • создание и контроль исполнения программ перемещения сценических механизмов;
  • визуальное отображение текущего положения подъема на схематичном изображении среза сцены;
  • отображение состояния подъема (достижение концевых выключателей, аварийные ситуации);
  • видеовизуализация процесса перемещения;
  • непосредственное управление подъемами путем задания высоты назначения и скорости;
  • создание и выполнение программных перемещений подъемов сценических механизмов с привязкой ко времени исполнения;
  • контроль выполнения программы, ускорение/замедление процедур исполнения;
  • редактирование программы параллельно процедуре исполнения;
  • резервное копирование и восстановление;
  • сервисные функции (инициализация и конфигурация приводов);
  • непосредственное управление скоростями и позиционированием подъемов сценических механизмов;
  • создание, хранение и исполнение программ перемещения подъемов для представлений;
  • безопасные исправления программных последовательностей в момент исполнения.

Среди достоинств систем сценической механики можно назвать следующее:

  • высокая надежность (повышенная надежность элементов системы, устойчивость к внешним воздействиям, возможности аварийного отключения);
  • технологичность (использование самых современных технологий при разработке и проектировании механики сцены);
  • удобство в использовании (управление системой не требует специализированных навыков и знаний за исключением предметной области);
  • масштабируемость (возможность в случае необходимости добавления новых подъемов в систему сценической механики без снижения производительности);
  • централизованная проверка и отслеживание состояния системы;
  • простота и удобство управления и контроля механикой сцены;
  • безопасность.

Давайте рассмотрим работу системы автоматизации на примере усредненной модели полной автоматизации механики сцены.

Типовыми управляемыми устройствами театральной механики являются:

  • штанкетный декорационный подъем;
  • индивидуальный декорационный подъем;
  • софит;
  • антрактнораздвижной занавес и поплановый занавес;
  • поворотные круг и кольцо;
  • подъемно-опускные платформы сцены (плунжера, люки-провалы, платформы оркестровой ямы и прочее).

Но типовыми устройствами система не ограничивается, управлять можно практически любыми сценическими механизмами, которые используются для конкретной постановки.

Механика сцены. Схема автоматизированной системы управления театральной механикой Рисунок 1. Схема автоматизированной системы управления театральной механикой


На рисунке 1 представлена типовая схема автоматизированной системы управления механикой сцены. В реальности в зависимости от бюджета и пожеланий система может видоизменяться, но основные принципы её работы будут неизменны. В минимальном варианте достаточно пульта управления и приводов с контроллерами. В более совершенных системах сценической механики может использоваться множество различных пультов управления и многократное дублирование основных узлов. Основной принцип работы системы таков:

  • Пульт управления посылает команду серверу.
  • Сервер обрабатывает команду, полученную от пульта, и преобразовывает её в последовательность команд для контроллера управления двигателем, а затем отсылает команды контроллеру.
  • Контроллер управления двигателем, получив одну или несколько команд, считывает внешние датчики (концевые выключатели, датчик положения и так далее), определяет возможность выполнения команды или команд и, если это возможно, выполняет их. Затем контроллер отсылает свой статус (состояние контроллера и всех датчиков, подключенных к нему) серверу.
  • Сервер, обработав статус, пересылает его пульту управления для наглядного отображения текущего состояния устройства.

В минимальном варианте система представляет собой удобный и "умный" пульт ручного управления механикой сцены с возможностью видения статуса и положения устройств в реальном времени. Как правило, даже в таком варианте системы существует память позиций для устройств, к которой можно вернуться нажатием одной кнопки.

В более сложных системах возможно написание сценариев управление механикой сцены с привязкой ко времени или определённым событиям, которые система управления может отслеживать. Вариантами таких событий может быть срабатывание определённых дополнительных датчиков, синхронизация со световым или звуковым пультами управления. Выполнение сценариев возможно как в ручном, так и в полуавтоматическом режиме. Можно изменить общий темп выполнения сценария, изменяя мастер скорость с пульта управления сценической механикой.

В постановках, где в основном используется от 1 до 10 механизмов одновременно, можно обходиться и ручным управлением, при больших количествах задействованных устройств рекомендуется использовать автоматизированную систему управления.

Если с ручным управлением сценическими механизмами всё практически ясно, то с автоматизированным управлением как раз наоборот. Попробуем разобраться более детально в процессе составления сценариев для системы управления.

Сценарий для системы управления - это программа, по которой механизмы будут выполнять те или иные действия. Соответственно, процесс написания сценария - это программирование системы автоматизированного управления. Пусть вас не пугает слово "программирование". Когда вы устанавливаете будильник на своем мобильном телефоне, это тоже своего рода программирование, однако вы делаете это регулярно. Так и с программированием автоматизированной системы управления: оно не представляет никакой угрозы и вполне постижимо.

Итак, рассмотрим пример составления черновика программы для некой усредненной системы управления механикой сцены с минимумом функций.

Предположим, наша система располагает следующими устройствами:

  • индивидуальный подъем (далее "ИП") - 6 штук;
  • штанкетный декорационный подъем (далее "Ш") - 10 штук;
  • софит - 3 штуки;
  • поворотный круг (далее "КРУГ").

Минимальными функциями системы автоматизированного управления механикой сцены будем считать:

  • движение вверх для подъёмно-опускных механизмов;
  • движение вниз для подъёмно-опускных механизмов;
  • движение по часовой стрелке для поворотных механизмов;
  • движение против часовой стрелки для поворотных механизмов;
  • движение на позицию с указанной скоростью;
  • движение на позицию за указанное время.
Механика сцены. Инкапсуляция времени в сценарии Рисунок 2. Инкапсуляция
времени в сценарии


  В более сложных системах есть и другие полезные и интересные функции, но начать стоит именно с тех функций, которые присутствуют в каждой автоматизированной системе.
Теперь несколько основных понятий:
  • Сценарий - основная программа управления состоит из сцен и пауз между ними. Его параметры: время начала спектакля; свойства: количество сцен, общая продолжительность спектакля.
  • Сцена - подпрограмма в сценарии, некая законченная последовательность действий. Её параметры: тип сцены, время начала сцены, продолжительность сцены; свойства: количество команд.
  • Команда - команда, посылаемая конкретному устройству. Её параметры: время начала команды, имя устройства, тип команды, параметры для данного типа команды; её свойства: время выполнения данной команды для данного устройства с учётом заданных параметров команды.
  • Время. О времени разговор отдельный. Инкапсуляцию измерения временных интервалов отображает рисунок 2. Как видно из рисунка, время начала сцены исчисляется от начала спектакля. То есть если время начала первой сцены указано нулевое, это означает, что оно совпадает со временем начала спектакля. Подобно этому и время команды исчисляется исходя из времени начала сцены, в которой эта команда присутствует. Соответственно, если у команды указано нулевое время начала выполнения, то время начала выполнения этой команды совпадет со временем начала выполнения сцены, к которой эта команда относится.


Продолжение статьи "Методика программирования спектакля для сценической механики"


тэги: механика сцены, театральные лебедки, нижняя механика сцены, системы управления механикой сцены.
  DokaLight.Ru О компании | Новости | Каталог-архив | Статьи | Дилерам | Прайс-листы | Контакты | 
©ЗАО ДОКА Центр

©SFT Company - разработка и поддержка
тел.: (499) 734-0603, 736-3498 | факс: (499) 736-5887 | e-mail: