XXX

New.DokaLight.Ru
ГЛАВНАЯ О компании Новости Проекты Каталог-архив Статьи Дилерам Контакты
 
О компании
Новости
Проекты
Каталог-архив
Топ лист - Новый каталог
Механика сцены
Stage Machinery
Статьи
Технологии
Выставки и семинары
Все новости света
ДОКА. Частная жизнь
Дилерам
Прайс-листы
Ссылки
Контакты

Методика программирования спектакля для сценической механики. Часть 2

Роман Вербицкий, руководитель отдела систем управления механикой сцены компании "ДОКА Центр"



Начало статьи "Методика программирования спектакля для сценической механики"

Существует множество вариантов программирования автоматизированной системы управления механикой сцены, я приведу несколько, в порядке их усложнения.

Вариант 1.

Наверняка всем хорошо знакома "перестановка в тёмную". Именно с нее мы и начнём. Предположим, что на 10-м штанкете у нас висит первый фон, а на 9-м соответственно второй. На 1-м у нас висит поплановый занавес, а на 3-м - супер. На 4-х индивидуальных подъёмах у нас подвешена некая декорация, к примеру, карета. Примем за условие, что каждая команда управляет одним устройством. Определимся с количеством перестановок в нашем спектакле. Предположим, их будет 4, включая начальное положение.

Итак, имеем 4 перестановки, а значит, мы создаем 4 сцены. Выполнение первой сцены приведёт к начальному положению декораций на сцене. Попытаемся описать в словесной форме то, что мы должны сделать:

Сцена 1 - начальное положение
Время - 00:00, Ш-1 (поплановый занавес) опущен на 7 метров (закрыт).
Время - 00:00, Ш-3 (супер) поднят на 15 метров (открыт).
Время - 00:00, ИП-1 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену).
Время - 00:00, ИП-2 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену).
Время - 00:00, ИП-3 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену).
Время - 00:00, ИП-4 (карета) опущен на 7 метров (опущена на сцену).
Время - 00:00, Ш-10 (первый фон) опущен на 7 метров.
Время - 00:00, Ш-9 (второй фон) поднят на 15 метров (убран).
Время - 00:00, Пауза.
Сцена 2 - начало спектакля
Время - 00:00, Ш-1 (поплановый занавес) поднятие за 20 секунд на 15 метров.
Время - 00:00, Пауза.
Сцена 3 - убираем карету, меняем задник
Время - 00:00, ИП-1 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята).
Время - 00:00, ИП-2 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята).
Время - 00:00, ИП-3 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята).
Время - 00:00, ИП-4 (карета) поднятие за 20 сек. на 15 метров (поднята).
Время - 00:00, Ш-9 (второй фон) опущен на максимальной скорости до 7 метров.
Время - 00:00, Ш-10 (первый фон) поднят на максимальной скорости до 15 метров.
Время - 00:00, Пауза.
Сцена 4 - опускаем супер
Время - 00:00, Ш-3 (супер) опускание за 15 секунд до 7 метров.
Время - 00:00, Пауза.

В принципе, ничего сложного. Следует обратить внимание вот на что. Время начала каждой из команд равно 00:00, это означает, что команда начнёт выполняться сразу же после начала сцены. Каждая сцена заканчивается паузой - это означает, что после выполнения сцены выполнение сценария приостанавливается. В различных системах управления сценической механикой это реализовано по-разному. В одних надо добавлять команды паузы в сцене, в других - в параметрах самой сцены указывается, будет ли сцена с паузой либо без нее, в третьих существует режим полуавтоматического исполнения по шагам (покомандно) или по сценам.

Вариант 2.

Динамика. Представляем себе сцену, в которой мы используем наши устройства, например, штанкет 2 и 3 в спектакле. Предположим, что на штанкетах 2 и 3 подвешен некий мост, в процессе спектакля, как только с моста сойдёт актер, мост должен подняться на высоту 4 метра. Мы знаем, что по ходу сцены это должно произойти на 18 минуте от начала сцены.

Сцена 2
*
*
*
Время - 00:18:00, Ш-2, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра.
Время - 00:18:00, Ш-3, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра.
*
*
Пауза

Все бы хорошо, но что делать, если уже подходит 18 минута, а актёр ещё не успел покинуть мост. Выходов несколько:

  1. Используя мастер-скорость, замедлить выполнение сценария. Но при таком методе очень сложно оценить степень замедления на глаз, и возможны нежелательные паузы в ходе спектакля. Например, актёр не успевает сойти с моста, мы замедлили мастер-скорость слишком сильно, актер сошёл с моста, мы восстановили мастер-скорость, а мост ещё не поехал, не пришло его время...
  2. Использовать кнопку "Пауза". Кнопка "Пауза" аналогична уменьшению мастер-скорости до 0% со всеми вытекающими последствиями.
  3. Разбить сцену с критическими моментами на более мелкие сцены с паузами.

Пример:

Сцена 2
*
*
*
Пауза
 
Сцена 3
Время - 00:18:00, Ш-2, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра.
Время - 00:18:00, Ш-3, поднять вверх на скорости 0,4 м/с на высоту 4 метра.
*
*
Пауза

В таком случае оператор сможет, визуально наблюдая за актёром, дать команду на продолжение выполнения спектакля. В более сложных системах сценической механики возможно применение радиобрелков, находящихся у актеров. Например, в системе запрограммирована пауза до прихода сигнала с радиобрелка №1. Актёр, сошедший с моста, нажимает кнопку в кармане или любом другом месте, и исполнение спектакля продолжается.

Теперь несколько слов о написании самих программ. Как правило, написание программы происходит в той или иной табличной форме с вложениями. Пример на рисунке 3.

Механика сцены. Пример программы сценария Рисунок 3. Пример программы сценария

При этом команды, имеющие одинаковое время начала исполнения, исполняются одновременно, а не последовательно, как это показано в таблице. Для удобства список команд, входящих в сцену, можно свернуть, если вы работаете с другой сценой.

Как правило, в системах написания программ присутствуют возможности копирования и удаления сцен и команд. Во многих системах можно оставлять черновики сцен в сценарии, делая их неактивными, тогда они не участвуют в выполнении сценария. Это удобно, когда, например, вы ещё не определились с конкретной сценой и сделали два её варианта. Меняя активность одной из сцен, вы можете выбирать тот или другой вариант. Также присутствует возможность изменять порядок следования сцен.

В разных системах наименование команд и их параметры могут различаться, но их сути это не меняет. В более сложных системах к табличному может быть добавлен визуальный редактор сценариев.

Практически все системы автоматизированного управления механикой сцены постоянно развиваются. Добавляются новые модули управления и сервисные функции, учитываются пожелания технических служб театров.



тэги: механика сцены, театральные лебедки, нижняя механика сцены, системы управления механикой сцены.
  DokaLight.Ru О компании | Новости | Каталог-архив | Статьи | Дилерам | Прайс-листы | Контакты | 
©ЗАО ДОКА Центр

©SFT Company - разработка и поддержка
тел.: (499) 734-0603, 736-3498 | факс: (499) 736-5887 | e-mail: